г.Самара, ул.Республиканская 106
г.Самара, ул.Ново-Садовая 139
Прием звонков: с 9:00 до 20:00 (Пн-Вс)
Версия для слабовидящих

Номер лицензии: ЛО-63-01-00516

Асоциальное поведение: что это означает

Для того чтобы занять в обществе более высокое положение, индивид формирует знание о своей позиции, которая является мотивирующим фактором. Однако так происходит не во всех случаях. Порой человек ведет себя неправильно с точки зрения социума. Такое поведение называется асоциальным.

В западной психологии выделяется особый тип неправильного социального развития личности. В нашей психологии это официально не принято. Но и западной, и нашей психологией под термином «асоциальное поведение» подразумевается одно и то же.

Что такое асоциальное поведение

Асоциальное поведение — поведение, которое характеризуется явной или скрытой агрессией и враждебностью по отношению к другим членам социума. Такая враждебность проявляется в разной степени. В одних случаях она может выражаться лишь некоторыми нарушениями социальных правил, в других случаях такое поведение может приносить серьезный вред обществу.

В западной Европе и США такое поведение диагностируют с трех лет. Оно проявляется, например, если ребенок с особым садизмом мучает домашних животных.

Типы асоциального поведения

Асоциальное поведение может быть, как скрытым, так и открытым. В школьном возрасте открытое асоциальное поведение нередко проявляется в форме словесных оскорблений других детей или драк с одноклассниками. Скрытая форма может проявляться в виде воровства, вандализма и поджигательства.

В юношеском возрасте девочки менее склонны к асоциальному поведению, нежели мальчики. Однако им свойственны более изощренные формы его проявления. Например, они могут провоцировать агрессию в отношении друг друга или организовывать коллективную травлю других . Представители сильного пола более склонны к общественному проявлению своего асоциального поведения и к физической агрессии.

Что делать с асоциальным поведением

Для того чтобы избавить ребенка от асоциального поведения и дать ему возможность нормально влиться в социум, его необходимо отвести к психологу. Этот специалист научит ребенка управлять гневом, распознавать свои и чужие эмоции и находить компромиссные решения, находясь в коллективе. На процесс выздоровления положительно влияют групповые занятие.

Взрослым для избавления от признаков такого поведения помимо психолога, во многих случаях требуется использование лекарственной терапии, снижающей частоту проявлений импульсивного поведения.

Понятие асоциальности в том значении, в котором мы все его знаем, сформировалось относительно недавно. Асоциальной личностью в двадцатом веке начали называть тех, поведение и жизнеустройство кого не соответствовало общепринятым нормам этики и морали. Асоциальные элементы это:

  • личности без определенного места жительства,
  • попрошайки,
  • зависимые от алкоголя и наркотиков,
  • люди с отличным от социального поведением вследствие проблем со здоровьем психического характера.

Исторически же слово «асоциальность» («а» из древнегреческого – частица, означающая отрицание) означало то же самое, но не было сугубо отрицательным. Им называли монахов и во многих религиях такой образ жизни был положительной чертой, так как подразумевал отдаленность от общества для более близкого служения богу. Сейчас же в обществе понятие приняло сугубо негативную окраску.

Ребенок-социопат

Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Что означает асоциальный образ жизни?

Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:

  • получает образование,
  • работает,
  • общается со знакомыми,
  • создает семью,
  • воспитывает детей.

Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.

Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:

  • кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
  • кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
  • кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.

Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.

Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:

  • отсутствие средств к существованию,
  • отсутствие дома,
  • проблемы в отношениях с родными,
  • развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.

В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.

Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.

Признаки асоциальности

Люди асоциальные проявляют свои личностные нарушения определенным стилем поведения, которое формируется уже в раннем возрасте. Дети с асоциальным расстройством склонны к следующей симптоматике:

  • они часто уходят из дома, могут пропадать на несколько дней, а по возвращении давать обещания, что такое больше не повторится, как правило, обещания не сдерживают;
  • часто дерутся, причем выбирают для проявления агрессии тех, кто слабее;
  • издеваются над животными;
  • постоянно врут сверстникам и родителям по разным причинам;
  • проявляют склонность к «дурным компаниям», где могут совершать поджоги, кражи и изнасилования;
  • не хотят учиться.

Симптомы асоциального поведения, проявляющиеся в дальнейшем во взрослой жизни:

  • трудности в работе, возникающие по причине лени и отсутствия мотивации (часто люди асоциальные не работают, хотя имеют для этого массу возможностей);
  • частые и ничем не обоснованные пропуски на работе;
  • раздражительность и агрессия, направленные как на окружающих посторонних людей, так и на членов своей семьи (избиение жены и детей);
  • склонность к уголовным проступкам;
  • игнорирование своих финансовых обязательств – асоциальная личность не отдает долги, не платит алименты детям, не помогает нуждающимся друзьям по причине отсутствия всякой ответственности;
  • неумение планировать собственную жизнь, проявляющееся частыми переездами и сменой работы.

Также во взрослой жизни у асоциальной личности не складываются семейные отношения по причине частого вранья, склонности к алкоголизму, отсутствие ответственности за здоровье и финансовое благополучие своих близких. Асоциальный интроверт думает только о собственных потребностях, часто уходит в мир собственных фантазий и не стремится выживать в гармонии с социумом. Недаром в XX веке асоциальными считали монахов, отшельников и бродячих. Такой политический термин собирал в себе все низшие слои общества – попрошаек, наркоманов, бездомных, проституток и просто людей с психическими расстройствами.

Что такое асоциальное поведение человека?

Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:

  • частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
  • негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.

Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума. Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:

  • отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
  • отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
  • отсутствием желания участвовать в жизни социума.

Эти три пункта становятся причиной:

  • попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
  • общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
  • развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.

Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.

Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.

Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?

В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.

Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.

Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни. Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это — личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них.

Понятие асоциальности в том значении, в котором мы все его знаем, сформировалось относительно недавно. Асоциальной личностью в двадцатом веке начали называть тех, поведение и жизнеустройство кого не соответствовало общепринятым нормам этики и морали. Асоциальные элементы это:

  • личности без определенного места жительства,
  • попрошайки,
  • зависимые от алкоголя и наркотиков,
  • люди с отличным от социального поведением вследствие проблем со здоровьем психического характера.

Исторически же слово «асоциальность» («а» из древнегреческого – частица, означающая отрицание) означало то же самое, но не было сугубо отрицательным. Им называли монахов и во многих религиях такой образ жизни был положительной чертой, так как подразумевал отдаленность от общества для более близкого служения богу. Сейчас же в обществе понятие приняло сугубо негативную окраску.

Кто такой асоциальный человек?

Заметьте, в этом определении нет негатива, так как обобщать все случаи нельзя. Асоциальность может быть положительной, нейтральной или негативной чертой. Такой тип поведения может проявляться и из-за проблем со здоровьем. Он характерен для шизофрении, при которой проявляется крайняя степень противопоставления обществу – абсолютная неспособность больного строить отношения с окружающими. А негативное отношение к больным не соответствует нормам морали. Еще один, достаточно распространенный пример– подростковые субкультуры. В возрасте 13-17 лет молодые люди часто прячутся от внешних проблем в себе, не желая искать помощи у родителей.

Такое состояние очень опасно, так как может провоцировать психические расстройства и суицидальные настроения. Заметив асоциальное поведение у подростка, важно помочь ему решить проблемы усилиями родителей и психолога.

Асоциальность в негативном понимании –серьезная проблема, требующая комплексного подхода в ее разрешении:

  • лечении, часто принудительном, личностей с психическими заболеваниями;
  • помощи людям, для которых такой образ жизни – вынужденная мера;
  • социальной адаптации тех, кто вел асоциальную жизнь из-за проблем с законом.

Во многих странах работают эффективные национальные программы по социализации таких людей, и они показывают результат. Это подтверждает то, что асоциальность – это не приговор. Но для возврата в социум такие люди нуждаются в помощи.

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.

Что представляет собой асоциальная личность

Асоциальный – не признающий общепринятых норм поведения и морали.

Такое трактование термина более точно описывает его употребление, ассоциации при использовании этого слова.

В более широком понятии: асоциальный – не общественный, отдаляющийся от людей. С этой точки зрения антисоциальными личностями можно назвать интровертов, но такое употребления слова не популярно.

Чтобы понять, что же кроется под термином “асоциальный”, необходимо выяснить, к кому он применим, чем характеризуются поступки этих субъектов, какой образ жизни они ведут.

Давайте разбираться.

Асоциальная личность

Речь о человеке, все действия которого сводятся к удовлетворению его собственных желаний (зачастую это только физиологические потребности). Такие люди все делают только для себя, не считаясь с окружающими, не учитывая их желания и потребности.

Для асоциальных людей не существует моральных принципов, они не испытывают чувства вины за свои поступки, не страшатся наказания за противоправные действия.

Все эти отклонения от социальных норм поведения влекут за собой склонность к алкоголизму, наркомании, беспорядочным половым связям, преступной деятельности.

Признаки асоциальной личности

  • импульсивность, агрессивность
  • все действия человека сводятся к сиюминутному исполнению своих желаний (потребностей)
  • отсутствие стыда, чувства вины за свои поступки
  • резко негативная реакция на вмешательство в их дела
  • неспособность менять свое поведение (даже после наказания)
  • неумение сочувствовать другим, считаться с их интересами
  • склонность к лжи, притворству
  • перекладывание ответственности и вины на других

Таким образом мы перешли к следующему термину.

Асоциальное поведение

Это образ действий человека, нарушающий принятые в обществе нормы и принципы, вплоть до безнравственных, противоправных поступков.

Понятие “асоциальное поведение” близко к термину “девиантное”(отклоняющийся образ действий). У этих определений есть отличие. “Девиантный” может подразумевать не только негативное отклонение, но и относительно позитивное (религиозный фанатизм, героизм, жертвование собой во благо других). Тогда как “асоциальный” всегда имеет негативный оттенок.

Причины

Исследователи (среди них стоит отметить Алихманову Т.Р., Мисько А.В., Клейберг Ю.А.) выделяют следующие основные причины антисоциального поведения:

  1. Биологические. Такой тип поведения может передаваться по наследству, являться следствием психических заболеваний, других физиологических особенностей.
  2. Психологические. Особенности темперамента, характера.
  3. Социальные. Социальная среда, в которой человек находится и находился на этапе становления личности, влияет на его дальнейшее поведение. Свою роль играет социальное взаимодействие: отношения с родителями, учителями, сверстниками.

Виды

Социолог Роберт Мертон выделил виды антисоциального поведения:

  1. Инновация – принятие общественных жизненных целей, но нарушение одобряемых способов их достижения. Желаемое достигается противоправными действиями: шантаж, рэкет, мошенничество, спекуляция.
  2. Ритуализм. Отрицание одобряемых в обществе целей, при этом принятие и использование средств для их достижения. Свойственно низшим социальным слоям.
  3. Ретретизм- отрицание целей и средств, одобряемый обществом. Этот вид поведения подразумевает алкоголизм, наркоманию и т.п. Такое поведение опасно самой личности, может нести угрозу для окружающих.
  4. Бунт- подразумевает не только отрицание общепринятых целей и средств, но и подмена их другими принципами, нормами поведения.

Асоциальный образ жизни

Это образ жизни, при котором человек отдаляется от общества, ставит себя против него. Такой жизненный уклад подразумевает деструктивную деятельность, а зачастую саморазрушение личности.

Антисоциальный образ жизни может быть обусловлен личным выбором человека (бродяжничество, пьянство, преступная деятельность). Либо возникать по причине психических, психологических расстройств (когда субъект просто не способен себя контролировать, не может оценить правильность своих деяний).

Профилактика асоциальных явлений

В интересах общества снизить число антисоциальных элементов, исправить их образ действий. Это социальное явление создает риск увеличения криминогенности в стране, отрицательно влияет на качество жизни народа, снижает уровень здоровья нации.

Чтобы избежать негативных последствий, необходимо проводить профилактику этих явлении, особенно среди молодежи.

Что можно сделать:

  • проводить пропаганду здорового образа жизни;
  • сделать спорт максимально доступным для населения; проведение спортивных праздников,соревнований; привлечение детей, молодежи в спортивные секции;
  • антиреклама алкоголя, табачной продукции; социальная реклама;
  • усиленная социальная работа с детьми и подростками из неблагополучных семей;
  • организация досуга молодежи (доступность творческих кружков, мотивация к занятиям)
  • правовое просвещение (для понимания молодыми людьми, за какие проступки какое следует наказание, как это отразится на их дальнейшей жизни).

Виды и проявления асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм);
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

Признаки у детей

У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.

Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация.

школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.

Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

  1. 1Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
  2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
  3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
  4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.

Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие «девиантность» психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.

Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение — регулярные осознанные деструктивные действия.

Проявления у подростков

Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.

Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.

Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа «плохого парня» и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:

  • деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
  • влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
  • вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
  • музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
  • желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
  • подверженность одному из видов психологической зависимости;
  • физические проблемы в связи с заболеванием.

Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии — суицидальные наклонности.

Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей — закомплексованного человека с незрелой психикой.

Ребенок любого возраста, перенесший сексуальное надругательство, в большинстве случаев остается склонен к депрессии, личностным расстройствам, повышенной чувствительности к стрессам.

Асоциальные взрослые

Асоциальное поведение у людей старшего возраста либо является продолжением укоренившихся с детства привычек, либо провоцируется психическим заболеванием, повреждением мозга химическими веществами вследствие приема наркотических, психотропных препаратов и алкоголя. Такие индивидуумы не считаются с нормами общества, не имеют чувства стыда, раскрепощены.

Они не видят надобности работать, подчиняться законам страны, исполнять родительские обязанности, хранить супружескую верность, относиться с уважением к людям, соблюдать правила общества и коммуникации. Нередко такие личности оказываются на улице, становясь бродягами и попрошайками. Алкоголь, наркотики, случайные половые связи, мелкие преступления — это их жизнь, за которую им не стыдно.

Другая группа людей с асоциальным поведением — личности с высоким материальным статусом, ведущие жизнь, нехарактерную для других людей, зарабатывающие деньги способами, вызывающими осуждение большинства. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, оказывающие гомосексуальные услуги, трансвеститы, содержатели притонов, торговцы наркотиками, мошенники, вымогатели и другие преступные элементы.

Однако не все девиации имеют негативную направленность. Есть отдельная группа людей — гениев, поведение которых значительно отличается от остальных, но его нельзя назвать антисоциальным. Образ жизни некоторых одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, поскольку многие из них проводят время в одиночестве, отказываются от уюта и комфорта, слишком капризны, придирчивы, эпатажны. Классические примеры подобных девиаций — Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали.

Особенности поведения и черты асоциального человека

Асоциальный человек — это индивид, чье поведение ориентировано на удовлетворение собственных потребностей. У асоциала отсутствует чувство ответственности за свои поступки. Причиняя окружающим боль, он не испытывает угрызений совести.

Что такое асоциальное поведение

На вопрос о том, что такое асоциальность, ученые отвечают, что в это понятие укладывается пренебрежение нормами морали данного социума.

Индивид не имеет мотивации для установления контактов с себе подобными и ориентирован на одиночную деятельность. В некоторых случаях человек налаживает контакт с людьми, имеющими похожие склонности и мировоззрение (наркоманы, алкоголики).

Характеристики асоциальной личности

Асоциальность может проявиться уже в младших классах или подростковом возрасте. Ребенок:

  1. Лжет родителям и сверстникам.
  2. Отказывается от посещения школы, не проявляет интереса к учебе.
  3. Не имеет друзей среди ровесников, отказывается от общения с ними. Более агрессивные дети поддерживают контакты с «плохими» компаниями, общение в которых сводится к совершению совместных правонарушений — хулиганства, насилия, грабежей.
  4. Способен уходить из дома на несколько дней, имеет тягу к бродяжничеству. После возвращения ребенок обещает родителям больше не поступать подобным образом, но никогда не сдерживает обещания.
  5. Проявляет агрессию по отношению к животным или людям, которые физически слабее его.

Во взрослой жизни такой человек:

  1. Отличается недобросовестностью по отношению к работе. Для асоциальных людей характерны необоснованные прогулы, халатное отношение к своим обязанностям, отсутствие мотивации. Нередко такие люди отказываются устраиваться на работу, имея для этого возможности.
  2. Не умеет выражать свои эмоции. И горе, и радость могут выражаться у асоциала истериками.
  3. Не способен планировать свою жизнь, что проявляется частыми переездами, сменами рабочих мест и партнеров.
  4. Склонен к преступлениям и агрессии. Не имея возможности или боясь совершить преступление, асоциальный человек направляет агрессию на близких людей, от которых не ожидает ответной реакции — престарелых родителей, малолетних детей, супругов.
  5. Стремится удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями других людей. Будучи эгоистами, асоциалы уверены в правильности своего поведения. Им не свойственен стыд.
  6. Игнорирует свои материальные обязательства, отказываясь платить долги, алименты, финансово помогать нуждающимся близким родственникам.

Причины асоциального поведения

Асоциальность может быть вызвана различными факторами, наиболее распространенными из которых являются медицинские, педагогические и социальные.

Медицинские причины

Объяснение девиантному поведению дают не только в психологии, но и в медицине. Такое поведение может стать следствием тяжелого заболевания, быть связано с психическими расстройствами (шизофренией, расстройствами личности). Человек не осознает того, что его поведение не укладывается в общепринятые нормы.

При некоторых болезнях головного мозга асоциал пребывает в вымышленном им мире и не пытается налаживать контакты с реальностью.

Асоциальность может быть вызвана физическими недостатками, например отсутствием конечностей. Будучи психически здоровым, человек при этом ведет себя агрессивно или избегает общения. Негатив по отношению к окружающим может быть вызван боязнью быть отвергнутым или подвергнуться насмешкам.

Педагогические причины

К развитию девиаций приводит неправильное воспитание. Асоциалами часто являются выходцы из благополучных, но слишком авторитарных семей.

В таких семьях практикуются частые и не всегда справедливые наказания, а личность ребенка подавляется взрослыми. К другой крайности относится потакание капризам детей, что развивает в них эгоизм.

В зоне риска находятся дети, страдающие от гиперопеки. Ребенок чувствует себя неполноценным и пытается самоутвердиться при помощи противоправных поступков. Полное отсутствие опеки вызывает желание обратить на себя внимание нарушением различных запретов.

Социальные причины

К социальным причинам относят физическое и вербальное насилие, которому ребенок может подвергаться дома или в среде сверстников.

Асоциальность становится формой защиты от внешней агрессии.

Отклонения от общепринятых норм поведения наблюдаются у людей, подверженных влиянию религиозных культов. В данном случае человек не способен найти общий язык с «чужими» (не состоящими в той же религиозной организации). Отсутствие контакта с окружающими может быть связано с запретом общаться с людьми, придерживающимися иного вероисповедания.

Отчуждение может вызвать материальное или социальное неравенство. Чувство зависти к финансовым успехам других и невозможность достичь такого же уровня материального благополучия вызывают стремление к «справедливости», толкают человека на противоправные действия.

Виды асоциального поведения

Встречается несколько типов асоциального поведения. Принадлежность к тому или иному типу часто зависит от темперамента асоциала и природных склонностей.

Аддиктивный тип

Люди аддиктивного типа пытаются уйти от действительности, концентрируясь на своих ощущениях.

Они часто подвержены различным зависимостям — наркомании, алкоголизму, игромании, анорексии, религиозному фанатизму.

Часто после избавления от одной зависимости пациент впадает в другую. Проявлением аддиктивности считаются трудоголизм и повторяющиеся попытки суицида. Поведение аддиктивного типа в большинстве случаев встречается у людей, не достигших 25 лет. Женщины более мужчин склонны к аддиктивности.

Аморальный тип

Аморальность подразумевает стремление асоциального типа личности нарушать нравственные нормы и правила поведения, принятые в данном обществе.

Это может выражаться в занятии проституцией, сквернословии, оскорблении инвалидов, попрошайничестве, тунеядстве.

При этом такие люди не представляют прямой угрозы для социума. Ранее к аморальному типу относили людей с гомосексуальной ориентацией. Однако из-за изменения отношения к этому явлению в западной культуре гомосексуальность во многих странах перестала считаться девиацией.

Противоправный тип

Противоправность — это стремление нарушать правовые нормы.

Люди, страдающие этой формой девиантного поведения, склонны к мелким кражам, вандализму, хулиганству, дракам без нанесения тяжелых телесных повреждений.

Такие граждане также не представляют большой опасности для общества. Однако правоохранительные органы часто ставят их на учет.

Преступный тип

Асоциальное поведение делинквентного (преступного) типа предполагает совершение уголовно наказуемых преступлений — изнасилований, убийств, мошенничества, вооруженных ограблений и т. д.

Нередко преступник совершает противозаконное действие не ради извлечения материальной выгоды, а с целью получения морального удовлетворения.

Профилактика асоциального поведения

Перевоспитать взрослого человека сложно. Чтобы предотвратить развитие девиантного поведения, родителям необходимо позаботиться об эмоциональном состоянии сына или дочери: чаще хвалить ребенка, одобрять его выбор. Не следует предъявлять завышенных требований, например заставлять посещать несколько секций и быть при этом отличником в общеобразовательной школе.

Стремление нарушать нормы общественного порядка может быть своеобразной формой протеста для детей из авторитарных семей, к мнению которых никто не прислушивается.

Позволяйте ребенку выбирать самостоятельно, старайтесь ничего не навязывать и не критиковать его действия. Учите детей правильно выражать свое мнение и эмоции, напоминая им о том, что они должны прислушиваться к мнению окружающих.

Ребенок должен помогать взрослым (пожилым, беременным, инвалидам) и тем, кто слабее его (помочь одеться младшему брату).

Дома у ребенка должны быть свои обязанности — выгул домашних животных, поливка цветов, уборка своей комнаты и т. д. Наличие обязанностей формирует чувство ответственности.

Если вы узнали о конфликте ребенка со старшими (соседями, учителями) или ровесниками (одноклассниками, друзьями), примите участие в разрешении этого конфликта. Однако не стоит принимать сторону своих детей, если они не правы. Старайтесь быть объективными.

Родители всегда являются примером для подражания. Следите за своим поведением и отношениями в семье. Если папа и мама ведут асоциальный образ жизни, им будет трудно убедить детей вести себя иначе.

Импульсивного ребенка, в чьем поведении проявляется асоциальность, желательно привлечь к занятиям спортом или творческой деятельности.

Любой вид созидательной активности помогает перевести негативную энергию в позитивное русло.

Профилактика

Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог — правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.

Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:

  1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
  2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
  3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
  4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
  5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.

Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.

Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.

Асоциальная личность: элементы поведения

Асоциальный человек – тип личности, равнодушный к нормам и правилам поведения в обществе. Он не испытывает привычных человеческих эмоций – жалости, сочувствия, стыда. Причина асоциальности может заключаться в медицинских, педагогических и социальных факторах.

Асоциальный человек — что это значит?

Асоциальная личность – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо. Другое название асоциальной личности – социопат.

Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.

При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1. Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2. Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3. Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4. Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5. Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Профилактические мероприятия

Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:

  • прививание правильных ценностей и образа жизни;
  • положительный пример родителей и других членов семьи;
  • доверительные отношения внутри семьи;
  • забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
  • воспитательные меры: похвала, исправление;
  • психологические консультации;
  • информационно-профилактическая работа в школе.

В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.

Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.

Асоциальная личность – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.

Определение

Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный — это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой — это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

Как используется этот термин?

Асоциальный — это термин, что появился в обиходе в начале ХХ века. Изначально его применяли в своих выступлениях политики, подразумевая под этим словом всех неблагополучных людей, то есть андеркласс. Во времена Второй мировой войны в лагерях Третьего рейха асоциальные элементы носили такие же опознавательные знаки, как и умственно отсталые люди.

С положительной стороны асоциальность рассматривается в религиозных догмах. Некоторые монашеские традиции поощряют асоциальность, считая, что человек, находящийся вдали от социума, пребывает ближе к богу.

Асоциальными можно назвать интровертов, людей, которые не занимают активных позиций в обществе. А вот крайняя форма асоциальности считается шизофренией, для которой является характерной неспособность сопереживать и налаживать контакт с другими людьми.

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

Поведение

Асоциальный — это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие «асоциальное поведение» определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями. Асоциальное поведение берет свое начало от избегания других людей и невозможности построить с ними отношения, что, собственно, и заканчивается психическими расстройствами.

Соответствующие меры

Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.

Асоциальные явления в молодежной среде

Исследования состояния и тенденций асоциальных проявлений находят практическое применение в государственной молодежной политике с целью их профилактики, а также для содействия в социальной реабилитации тех молодых людей, кто оступился и хочет исправиться. В первую очередь это касается подростков.

Анализ структуры преступности за 2002 г. показывает, что преступления, совершенные несовершеннолетними, в общеуголовной статистике хотя и не имеют значительного удельного веса, однако вызывают особую озабоченность. Несмотря на наблюдавшееся снижение числа преступных деяний, совершенных несовершеннолетними (–24 %), криминализация подростковой среды продолжается. Каждое десятое оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их участии. Усиливаются жестокость и общественная опасность преступлений несовершеннолетних. Около 80% из числа этих преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких.

Подростковая преступность в последние годы приобретает все более корыстную и корыстно-насильственную ориентацию. Специалисты, работающие с подростками, единодушно отмечают повышение фона агрессивности их поведения, увеличение случаев так называемой немотивированной и нецеленаправленной агрессии. Отмеченные тенденции преступности несовершеннолетних, опережающие аналогичные показатели общей преступности, наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения.

Снижается средний возраст несовершеннолетних преступников. Ежедневно более 500 детей совершают опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, которые не входят в официальную статистику. Две трети всех преступлений совершены подростками в составе групп, в том числе с участием взрослых лиц. В структуре подростковой преступности групповая форма имеет значительный удельный вес (74,1%) и очень общественно опасна.

Широкое распространение получили такие антисоциальные явления, как попрошайничество, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних, детская проституция, использование детей родителями для своего паразитического существования. Отмечается увеличение количества совершенных подростками покушений на убийство (+8,0%), случаев бандитизма (+81,3%), разбойных нападений (+1,2%), угона автомобилей или иных транспортных средств без цели хищения (+24,6%), хулиганств (+1,4%), незаконного изготовления оружия (+8,7%). Возрастает противоправная деятельность несовершеннолетних в сфере экономики (+47,3%), в сфере компьютерных технологий (+126,9%).

В 32 субъектах Российской Федерации отмечен рост правонарушений подростков в состоянии алкогольного опьянения. В республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Липецкой, Самарской и Ульяновской областях, Ненецком автономном округе количество несовершеннолетних участников преступлений, совершенных в нетрезвом виде, увеличилось на 20,3–70,0%.

Наибольший рост числа подростков, ранее совершавших преступления и вновь привлеченных к уголовной ответственности, зафиксирован в Кабардино-Балкарской Республике, Еврейской автономной области, Усть-Ордынском, Бурятском, Эвенкийском автономных округах (на 23,1 – 190,9%). Особую тревогу вызывает состояние рецидивной преступности в подростковой среде в республиках Дагестан, Марий Эл, Чувашия, Тыва, Краснодарском крае, где практически каждый ранее совершивший преступление подросток вновь привлечен к уголовной ответственности.

В конце 2002 г. в 64 воспитательных колониях (ВК) содержались 11 тыс. человек, в СИЗО – около 8 тыс. Общее количество несовершеннолетних заключенных в России в результате амнистий и законодательных изменений УПК РФ и УК РФ в 2000–2002 гг. сократилось в 2 раза, но несмотря на это Россия остается одним из лидеров по относи­тельному количеству несовершеннолетних заключенных – более 13 на 100 тыс. населения. По оценкам экспертов, с 2003 г. численность несовершеннолет­них заключенных будет увеличиваться на 2–3% ежемесячно. В случае принятия пре­зидентского законопроекта о внесении из­менений в УК РФ, можно ожидать сокра­щения числа несовершеннолетних заключенных и стабилизации его в течение следующих 2–3 лет на уровне 10–12 тыс. человек (7–8 на 100 тыс. населения). Но смягчение уголовной политики государст­ва может привести к долговременным положительным изменения только при сокращении числен­ности групп тюремного риска. Работа по социальной интеграции несовершеннолет­них правонарушителей, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, – одно из важней­ших условий такого сокращения. Опыт показывает, что в особой социальной поддержке нуждается подавляющая часть несовершенно­летних осужденных.

При этом следует учитывать, что более половины несовершеннолетних осужденных, поступающих в ВК, до ареста не учились и не работали, 25% имеют образование в пределах начального, каждый десятый – сирота или остался без попечения родителей, более 7% страдают алкоголизмом или наркоманией.

Пока не охваченными остаются молодые заключенные старше 18 лет (до 21 го­да), выпадающие из поля зрения социальных служб, которые за­нимались ими до 18 лет. Лишь в каждом четвертом СИЗО функционируют школы или учебно-консультационные пункты. Не хватает по­мещений для организации досуга несовер­шеннолетних более чем в половине СИЗО. Реабилитационные или образовательные программы в СИЗО проводятся сила­ми отдельных подвижников из числа их сотруд­ников или неправительственных орга­низаций.

Анализ наркотизма показывает, что в 2002 г. она имела дальнейшее распространение в молодежной среде. Вызывает опасение рост числа несовершеннолетних, употребляющих наркотики. По состоянию на 1 января 2003 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояли 17,9 тыс. несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные либо одурманивающие вещества. Молодежь превращается сегодня в максимально уязвимую по наркотикам группу населения. Средний возраст начала потребления наркотиков – 14 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 1,5 раза выше, чем среди взрослого населения. Наркотики и другие психоактивные вещества к 16 годам попробовали от 15 до 30% подростков. Более 14 тыс. несовершеннолетних состоят на учете как потребители наркотических средств и около 7 тысяч – как потребители сильнодействующих и других одурманивающих веществ.

Анализ состояния и тенденций потребления наркотиков приводит к выводу, что в молодежной среде формируется и воспроизводится «наркотический тип» личности. При этом подобные ценностные стереотипы внедряются как преступными наркосообществами, так и массовой культурой и СМИ, которые пропагандируют «наркокультуру» как составную часть молодежной контркультуры. В этих условиях борьба с наркоманией и токсикоманией означает борьбу за новое качество человека, которая не может быть результативной без высокого качества жизни и нравственного воспитания подрастающих поколений.

Понимание этого находит отражение в направленности коллективных усилий государственных и общественных организаций по профилактике наркотизации среди молодежи. Из состояния декларативного признания необходимости профилактической активности общество переходит к активным действиям. Разрабатываются основные стратегические подходы и научно-исследовательская база. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, акции и т.д.

В связи с мультидисциплинарным характером проблемы широко развивается межведомственная активность как в плане участия в различных исследовательских проектах, практической реализации научных исследований, так и в решении вопросов развития системы профилактики в России. Функционируют межведомственный экспертный совет по анализу программ, ежегодно представляемых на конкурс в Департамент по молодежной политике Минобразования России, межведомственный экспертный совет по профилактике зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ при Минобразования России.

В настоящее время профилактика наркомании в России не ограничивается лишь малоэффективными попытками информирования молодежи о наркотиках и последствиях их применения, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории молодежи выделяются следующие стратегии деятельности:

· в школе – создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы;

· с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях;

· в семье – индивидуальная работа;

· в организованных общественных группах молодежи;

· в группах риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными и беспризорными детьми;

· подготовка специалистов в области профилактики;

· проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.);

· развитие альтернативной употреблению наркотиков активности среди подростков и молодежи.

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи решены.Прежде всего это связано с тем, что действия в области профилактики наркомании все еще не носят системного и всеобщего характера.

Подводя итоги

Асоциальный — это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой — это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации