Полгода – первая особо значимая не только для родителей, но и для самого малыша дата в жизни. За этот период с момента рождения он сделал огромный скачок в своем физическом и эмоциональном развитии и уже совсем не похож на то маленькое беспомощное и беззащитное существо, которое мама принесла из роддома. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется приобретением новых навыков и совершенствованием выученных ранее, освоением слогов, активным познаванием окружающего пространства, проявлением ярких эмоций при контакте и играх со взрослыми.
Физические параметры
Одними из важных показателей, по которым оценивается физическое развитие, являются рост и вес. К возрасту 6 месяцев рост согласно нормам ВОЗ должен составлять:
- 63.3 – 71.9 см (средний – 67.6 см) для мальчиков;
- 61.2 – 70.3 см (средний – 65.7 см) для девочек.
Нормы массы тела:
- 6.4 – 9.8 кг (средняя – 7.9 кг) для мальчиков;
- 5.7 – 9.3 кг (средняя – 7.3 кг) для девочек.
Врачи отмечают, что в возрасте шести месяцев дети демонстрируют значительный прогресс в физическом и эмоциональном развитии. На этом этапе малыши начинают активно исследовать окружающий мир, что проявляется в попытках переворачиваться и подниматься на руки. Это время, когда формируются основные моторные навыки, такие как сидение с опорой и первые попытки ползания.
Кроме того, специалисты подчеркивают важность социального взаимодействия. Дети начинают активно реагировать на лица взрослых, улыбаться и издавать звуки, что свидетельствует о развитии коммуникационных навыков. Врачи рекомендуют родителям уделять внимание играм, которые способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. Важно также следить за эмоциональным состоянием ребенка, так как в этом возрасте формируется привязанность к родителям и близким. В целом, шесть месяцев — это ключевой период, когда закладываются основы для дальнейшего развития ребенка.
Двигательная активность
При рождении ребенка его центральная нервная система, регулирующая работу мышечного аппарата, является незрелой. По мере взросления движения малыша становятся более осознанными, упорядоченными, к полугодовалому возрасту заметно прогрессируют.
Крупная моторика
Среди движений крупной моторики к 6 месяцам ребенок хорошо осваивает различные варианты переворотов: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину. Он уверенно держит голову и поворачивает ее в разные стороны. Лежа на спине, может ухватить руками себя за ножки.
Некоторые дети в этот период уже научились ползать по-пластунски, а другие только готовятся к этому, что может проявляться в следующем:
- лежа на животике, ребенок переставляет ручки и немного подтягивается вперед или отталкивается от пола, скользит на животе и совершает движения назад;
- лежа на животике, поднимает верхнюю часть туловища с опорой на ладони выпрямленных рук;
- встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад;
- лежа на животе, облокачивается на одну ручку, а другой тянется за игрушкой.
В шесть месяцев дети начинают активно исследовать окружающий мир. В этом возрасте многие малыши уже могут переворачиваться, сидеть с поддержкой и проявлять интерес к игрушкам. Родители замечают, что их крохи становятся более общительными: они смеются, издают звуки и активно реагируют на лица взрослых. Важным аспектом развития является моторика: дети начинают хватать предметы, что способствует развитию координации. Также в этом возрасте формируется эмоциональная связь с родителями, и малыш может проявлять привязанность, например, тянув руки к маме или папе. Педиатры рекомендуют разнообразить окружение ребенка, предлагая ему разные текстуры и формы, чтобы стимулировать его сенсорное восприятие. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие может происходить в своем темпе.
Видео: Как помочь ребенку научиться ползать
Научившись ползать и менять положение тела в пространстве, дети расширяют свой кругозор и приобретают способность самостоятельно передвигаться, что доставляет им огромную радость.
В зависимости от индивидуальных особенностей в возрасте 6 месяцев ребенок уже может сидеть или только учится этому. Одни делают попытки самостоятельно подняться вверх из лежачего положения, другие – крепко держась за протянутые к нему пальцы взрослого.
Важно: Не рекомендуется насильно пытаться усадить малыша, обложив его подушками. Он должен сесть сам, держа спинку ровно, без посторонней помощи, и происходит это тогда, когда его мышцы будут к этому готовы.
При поддержке взрослых за руки или под мышки полугодовалый ребенок может совсем недолго постоять на ножках, которые еще не полностью разгибаются в коленках, отталкиваться от твердой поверхности, как бы приседая, подпрыгивая и пританцовывая. Очень быстро развивающиеся дети пытаются уже самостоятельно встать на ноги, подтягиваясь и держась за бортики кровати.
Мелкая моторика
Движения пальцев рук и кистей, относящиеся к мелкой моторике, тесно связаны с речью ребенка. В возрасте 6 месяцев малыш уже способен держать игрушку небольшого размера одной или двумя руками, бросать, а затем поднимать, трясти или стучать ей.
Несмотря на то, что оппозиция большого пальца всем остальным у него еще не очень развита, он может довольно ловко взять игрушку всей ладошкой, как ковшиком, из разных положений и перекладывать ее из одной руки в другую, может держать по игрушке в каждой руке. Также он начинает знакомиться со свойствами предмета, попавшего к нему в руки, ощупывая его ладонью.
Развитие речи и слуха
В возрасте 6 месяцев ребенок уже хорошо узнает голос родителей, даже если их нет в поле зрения. Он радуется и оборачивается, когда его зовут по имени, смотрит в сторону хорошо знакомого предмета или человека (бабушка, дедушка, мама, папа), когда взрослый обращается к нему.
Шестимесячный ребенок внимательно слушает речь взрослых, следит за их артикуляцией, интонацией. Он произносит протяженные гласные звуки, присоединяет к ним некоторые согласные, образуя отдельные слоги и ритмично проговаривая их. Например, «ма-ма-ма», «па-па-па», «да-да-да», «бу-бу-бу», «ва-ва-ва» и так далее. Количество новых слогов увеличивается с каждым днем. Тренируя свою речь, малыш охотно долго и громко повторяет понравившиеся ему слоги, экспериментирует с губами и языком.
Зрение
К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение и способность различать много цветов (желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый). Теперь он начинает обращать свое внимание на довольно мелкие предметы, так как четко видит их очертания. Малыш хорошо различает по внешнему виду знакомых и чужих людей. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему и хочет потрогать. Следит глазами за двигающимися предметами и взглядами других людей.
Эмоциональное развитие
В возрасте до полугода способами выражения чувств для малыша были только крик и плач. Теперь же спектр проявляемых им эмоций становится намного разнообразнее, он начинает понимать их, может быстро менять настроение. Он пользуется мимикой, звуками и жестами. Ребенок улыбается, если с ним ласково разговаривают, пугается громких звуков, хмурится и может даже заплакать, если кто-то вблизи ссорится или говорит на повышенных тонах. Настораживается при виде незнакомого человека или попадания в непривычную обстановку, смеется, когда бросает игрушки на пол или играет со взрослыми.
Малыш начинает осознавать свое влияние на окружающих. Многим детям нравится быть в центре внимания. Если их поступки вызывают восхищение и поощрение у взрослых, они будут снова и снова повторять их. Шестимесячный ребенок постоянно требует внимания близких людей и старается различными способами удержать их возле себя, особенно маму.
Интересы ребенка
Дети, достигшие 6 месяцев, уже проявляют пищевой интерес. Они активно изучают то, что лежит в тарелке у родителей и хотят попробовать новые продукты. Такое поведение свидетельствует о том, что они готовы к введению прикорма. Можно давать пробовать малышу небольшие кусочки пищи.
В полгода ребенок уже подолгу играет самостоятельно (10-15 минут), занимается одной игрушкой: перекладывает ее из одной руки в другую, засовывает в рот, бросает и поднимает, внимательно рассматривает и изучает. Он с удовольствием ищет игрушку, спрятанную под платочек, бросает ее на пол и следит за траекторией падения, а потом ищет взглядом, где она оказалась. Любит открывать и закрывать коробочки, кладя туда разные предметы.
Малыш также с большим интересом изучает лицо взрослого, касается ручками его глаз, носа, рта, ушей, может подергать за волосы и попытаться засунуть палец в рот. Он уже понимает, что он и мама – это два разных человека.
Начинают формироваться простейшие причинно-следственные связи. Малыш понимает, что если нажать на кнопку в игрушке, то заиграет музыка, если игрушка упадет, будет слышен громкий звук, если закричать, то мама обратит на него внимание.
Тест на развитие
Чтобы оценить развитие ребенка в 6 месяцев, можно провести простой тест. При этом важно понимать, что выполнение малышом определенных задач зависит не только от реального уровня развития, но и от его настроения, комфорта и окружающей обстановки.
Тест может включать следующие задания:
- Взять одну из любимых игрушек ребенка и расположить ее на расстоянии 20-30 см от него. Малыш должен перевести взгляд от окружающей обстановки на игрушку и выделить из всего остального, что его окружает.
- Дать ребенку сначала бутылочку с молоком, а затем игрушку. При виде бутылочки он должен открыть ротик, а при виде игрушки – проявить к ней интерес.
- Говорить с малышом, постоянно меняя свою мимику. Ребенок должен пытаться повторять выражение лица взрослого (улыбаться, сердиться, морщить лобик, смеяться).
- Дать ребенку игрушку, а потом попытаться ее забрать. Малыш будет выражать недовольство и крепко держать предмет, оказывая сопротивление.
На самом деле, задания для теста могут быть самые разнообразные. Главная их задача не показать соответствие или отставание в развитии, а продемонстрировать приобретенные умения и навыки.
Видео: Тесты для оценки развития ребенка в 6 месяцев
Развивающие игры и занятия
Для шестимесячного малыша большое значение играет режим дня, чередование сна, когда он отдыхает и набирается сил, и бодрствования, времени игр, во время которых он узнает новое. Игры и занятия с ребенком в возрасте 6 месяцев должны способствовать его развитию, освоению и закреплению новых навыков. Чтобы малыш быстрее научился переворачиваться и ползать, ему нужно больше времени проводить на полу, где будут на разном расстоянии от него расположены игрушки.
Для развития речи нужно много разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, рассказывать стишки. Во время игр надо стараться четко и медленно произносить названия предметов, их цвета, размеры, свойства, положение в пространстве.
Особенно полезно общение во время прогулок, когда малыш знакомится с окружающим миром, называть все, что он видит вокруг, дать ему потрогать листики, ствол дерева, цветочки, землю, песок. Показывать самолеты в небе, животных, машины (скорую, пожарную и полицию) и проговаривать звуки, которые они произносят.
Из игрушек ребенку будут интересны кубики из разных материалов, пирамидки из разноцветных колечек или из формочек, которые можно ставить друг на друга, погремушки, различные по форме и текстуре мячики. Учитывая, что с 6 месяцев у многих начинают прорезываться зубы, им очень понравятся резиновые игрушки и специальные грызунки с охлаждающим гелем.
Для улучшения мелкой моторики можно предложить ребенку мешочки, содержащие пуговицы, фасоль, камушки, крупы. Играть с ними он должен только в присутствии родителей.
Рекомендация: В возрасте 6 месяцев родителям необходимо подготовить дом к тому, что ребенок скоро будет ползать, убрать все опасные для него предметы, до которых он сможет дотянуться и причинить себе вред.
Видео: Что умеет ребенок в возрасте 6 месяцев
Тревожные признаки
Развитие каждого малыша происходит индивидуально, с учетом его особенностей, способностей и обстановки в семье. Тем не менее, обязательным поводом для обращения к врачу является отсутствие к концу шестого месяца следующих действий в поведении ребенка:
- стремления дотянуться до игрушки, лежа на животе;
- переворотов с живота на спину и обратно;
- протягивания ручек по направлению к взрослому с просьбой взять его;
- реакции на звуки и шорохи, находящиеся вне поля его зрения;
- попыток научиться сидеть при поддержке взрослых;
- удерживание верхней части туловища в положении лежа на животе;
- перекладывание предметов из одной руки в другую;
- распознавание родителей и посторонних.
Особое внимание стоит уделить речевому развитию ребенка. Тревожиться нужно, если к шестому месяцу жизни малыш не лепечет, не пытается повторять звуки за взрослыми.
Вопрос-ответ
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки. Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).
Что делает малыш 6 месяцев?
6 месяцев жизни: при тракции за руки пытается встать продолжительно лепечет (произносит отдельные слоги), «поет» удерживает круглые предметы, уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из руки в руку передвигается переставляя руки, подползает вперед, отползает назад, не поднимая живота, крутится
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев Комаровский?
Малыш сам переворачивается с боку на бок, со спины на живот и обратно, любит движение (попрыгать на коленях у взрослого), садится с помощью взрослого (хватается за руки и подтягивается, чтобы сесть),
Что запоминает ребенок в 6 месяцев?
4 – 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких. 6 – 9 месяцев – лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»). 9 – 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.
Советы
СОВЕТ №1
Следите за физическим развитием ребенка: в 6 месяцев многие дети начинают переворачиваться и могут подниматься на руках. Создайте безопасное пространство для игр, чтобы малыш мог исследовать окружающий мир и развивать свои двигательные навыки.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на развитие речи: в этом возрасте дети начинают издавать различные звуки и лепетать. Читайте книги, пойте песни и общайтесь с ребенком, чтобы стимулировать его речевые навыки и развитие слуха.
СОВЕТ №3
Вводите прикорм: около 6 месяцев можно начинать вводить в рацион ребенка прикорм. Начните с овощных и фруктовых пюре, следите за реакцией малыша на новые продукты и консультируйтесь с педиатром по поводу питания.
СОВЕТ №4
Создавайте эмоциональную связь: в этом возрасте важно уделять внимание эмоциональному развитию ребенка. Обнимайте, улыбайтесь и играйте с ним, чтобы укрепить вашу связь и помочь ему чувствовать себя в безопасности.