г.Самара, ул.Республиканская 106
г.Самара, ул.Ново-Садовая 139
Прием звонков: с 9:00 до 20:00 (Пн-Вс)
Версия для слабовидящих

Номер лицензии: ЛО-63-01-00516

Как научить ребенка считать по порядку, складывать и вычитать цифры

Многим родителям нравится, когда их ребенок выделяется в кругу сверстников, поэтому начинают обучать его практически с рождения. Не все специалисты одобряют такой подход, например, относительно чтения, но большинство сходится во мнении, что можно и нужно поддерживать и развивать естественное стремление малыша все пересчитать. Существует множество методик, традиционных и современных, которые помогут быстро научить не просто считать, называя цифры по порядку, но и совершать математические действия в уме.

  • Методика Марии Монтессори
  • Методика Глена Домана
  • Как учить нельзя
  • Дошкольник учится счету

    Когда учить детей счету

    Знакомить ребенка с цифрами можно практически с рождения. Дети очень быстро все запоминают, поэтому некоторые из них уже в три года спокойно пересчитывают пальчики на руке, называя цифры по порядку. Но память в этом возрасте непроизвольная, и без тренировок малыш через время может все забыть. Поэтому считают постоянно: сколько ручек и ножек, сколько на них пальчиков, сколько съел вишенок, сколько прошел шагов.

    Ребенок должен понять, что числа окружают его везде, все можно посчитать. Очень скоро он и сам начнет пересчитывать окружающие предметы. Знаний у него для этого еще маловато, не все цифры он знает, не всегда называет их по порядку, поэтому нужно внимательно следить, поправлять и подсказывать.

    Научить ребенка считать и выполнять простейшие математические действия лучше до школы, потому что темп обучения в начальном звене не даст как следует разобраться в теме, в большинстве случаев ребенок не понимает материал, а зубрит его. Кроме того, ежедневные тренировки в течение 2-3 лет перед школой сделают свое дело, и малышу дальнейшие действия с числами будут даваться намного проще.

    Соотношение наглядного материала и абстрактной цифры

    Врачи и педагоги единодушны в том, что раннее обучение счету играет важную роль в развитии ребенка. Начинать следует с простых игр, которые помогут малышу освоить последовательность чисел. Использование ярких игрушек и предметов для счета делает процесс увлекательным и доступным. Например, можно предложить ребенку считать яблоки или игрушки, что способствует развитию не только математических навыков, но и моторики.

    Сложение и вычитание лучше всего объяснять через практические задачи. Врачи рекомендуют использовать повседневные ситуации, такие как дележка конфет или игрушек между друзьями, чтобы ребенок мог визуализировать процесс. Также полезно вводить игровые элементы, например, создавать задания в виде квестов, где за правильные ответы ребенок получает небольшие призы. Такой подход не только развивает математические способности, но и формирует у ребенка интерес к обучению. Главное — поддерживать позитивный настрой и хвалить за успехи, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и мотивированно.

    Традиционные методики обучения

    В традиционном обучении соблюдается поэтапность. Перед первым занятие следует понять, какое количество предметов (например, кубиков) ребенок способен определить, не пересчитывая по одной штучке. Если он «видит» только 2-3 предмета, начинают с первого этапа, если от 5, то сразу со второго.

    Обучение счету до 10

    Следует подготовить 10 карточек с цифрами от 1 до 10, 10 небольших кубиков и коробочку, в которую они будут выставляться в ряд:

    1. Ребенку показывают карточки, где изображено определенное количество однородных предметов (мнемокарточки), и считают вместе с ним. Потом просят, чтобы он посчитал сам, но не настаивают, если не получается, снова можно посчитать вместе. Сначала карточки показывают в прямом порядке (от 1 до 10), потом в обратном и в хаотичном.
    2. Можно разделить этот этап на два: учить счету от 1 до 5, постепенно прибавляя по 1 цифре, дойдя до 10.
    3. Как только ребенок стал определять количество предметов и называть соответствующую цифру, его знакомят с графическим изображением этой цифры.

    На заметку: Часто родители представляют цифры в виде веселых картинок (1 – смешная собачка, 2 – лебедь, 3 – змея), но педагоги говорят, что и буквы, и цифры следует сразу показывать в нормальном виде. Это поможет малышу воспринимать и запоминать их правильно, а не искаженно. Для лучшего зрительного восприятия цифры делают большими и яркими.

    Изучение счета до 10

    Многие родители сталкиваются с вопросом, как эффективно научить ребенка основам математики. Важно начать с простых и доступных методов. Например, использование игровых форматов, таких как счет предметов в окружающем мире — игрушек, фруктов или даже шагов во время прогулки, помогает сделать процесс обучения увлекательным.

    Некоторые родители рекомендуют применять визуальные материалы: карточки с цифрами, цветные блоки или даже приложения на планшете. Это способствует лучшему восприятию информации. Также стоит обратить внимание на ритмичные стишки и песенки, которые помогают запомнить последовательность чисел.

    Не менее важно поддерживать интерес ребенка к математике, хваля его за успехи и предлагая небольшие задачи в форме игры. Таким образом, обучение станет не только полезным, но и радостным процессом, который заложит основы для дальнейшего изучения.

    Обучение счету до 100

    Здесь два метода: постоянное повторение (вслед за мамой) или же объяснение смысла и последовательности цифр. В первом случае ребенок учится неосознанно, во втором – вникает в то, как образуются числа. Специалисты склоняются ко второму способу, потому что, поняв принцип, не возникнет особых проблем со счетом до 200, 300, 1000 и далее. Нужно будет только выучить новые числа, а порядок уже усвоен.

    Приступают к счету до 100 только тогда, когда ребенок хорошо и без запинки считает до 10, может посчитать в обратном порядке:

    1. Сначала учат именно счету, объясняя, как образуется слово, которое обозначает ту или иную цифру. Например, цифры от 11 до 19, образуются путем прибавления –надцать к уже знакомым словам, обозначающим цифры: один+надцать, две+надцать, три+надцать.
    2. В основном дети быстро понимают принцип счета от 20 до 100: прибавлять уже известные цифры от 1 до 9 к словам, обозначающим десятки: двадцать+один, двадцать+два и дальше. Но не следует учить слова, обозначающие десятки (двадцать, тридцать и прочие), пока ребенок не досчитает до этой цифры. Например, если он уверенно считает до 29, подсказывают цифру 30. Ребенок подхватывает и досчитывает до 39. Снова подсказывают: 40. И так до тех пор, пока малыш не остановится сам.
    3. Параллельно дошкольника знакомят с графическим изображением чисел, объясняют, как они образуются: 1 и рядом цифра 2 – это 12 (две+надцать), 2 и рядом цифра 1 – это 21 (двадцать один).

    Ребенок должен не просто механически запомнить цифры, а понять смысл счета, почему одна цифра идет за другой, как именно образуются слова, которыми обозначены эти цифры. Если малыш сразу разберется в этом, в будущее ему будет проще запоминать и усваивать порядок при счете.

    Видео: Игры от учителя начальных классов на обучение счету

    Как учить складывать и вычитать

    Научить таким базовым умениям, как сложение и вычитание в пределах 10, под силу родителям еще до школы. Это несложно, а предоставить материал ребенку лучше в виде игры, так будет интереснее и запомнится все гораздо быстрее.

    Сначала проводят самые простые математические действия, используя однородные подручные материалы, например, небольшие кубики:

    1. Показывают прибавление (сложение). К одному кубику положили еще один, пусть малыш посчитает, сколько кубиков стало. Теперь к двум положили еще один, и снова считает. Потом мама убирает все кубики и кладет, например, два небольших мячика. Кроха говорит, сколько мячиков. Теперь к этим двум подкладывают еще 1 мячик, снова перечитывают. Таким образом, за одну игру разбираются примеры 1+1, 2+1. Так проводят уроки-игры на сложение, используя сначала подручные предметы, затем просят посчитать без визуального сопровождения, «в уме».
    2. Когда сложение чисел до 5 освоено, переходят к вычитанию, используя примерно ту же методику: из 2 лежащих на столе кубиков убирают 1 – сколько остается? От 3 мячиков забирают 1 (или сразу 2) – сколько мячиков?
    3. Когда ребенок будет складывать и вычитать без особых затруднений, можно дать ему задания посложнее: сложение и вычитание в одном примере. Используют сначала визуальное восприятие, все те же кубики и мячики. На столе лежит 3 кубика, к нему подкладывают 2, считают. Некоторые дети на этом этапе уже могут зрительно воспринимать количество предметов, не пересчитывая их, и это очень хорошо. Теперь от получившихся 5 кубиков убирают 3 – сколько остается?

    Для каждого примера используют новые предметы (так переключается восприятие), можно всего два вида (кубики и мячики), но в новом задании они сменяют друг друга. Постепенно предметы убирают, просят посчитать мысленно, просто представляя их.

    Когда ребенок более или менее свободно вычитает и складывает в пределах 5, используя ту же методику, приступают к математическим действиям в пределах 10.

    Видео: Оригинальная методика обучения простым математическим действиям

    Методика Марии Монтессори

    Математика, по мнению итальянского врача и педагога первой половины 20 века, должна быть наглядной и увлекать. Для обучения счету от 1 до 6 по методике Монтессори предлагается использовать игральный кубик. Вместе с ребенком кубик рассматривают, подсчитывают точки на каждой из граней, затем предлагают поиграть. Кубик кидают, пересчитывают выпавшие на верхней грани точки и рядом выкладывают такое же количество камушков, предлагают посчитать камни.

    Через время ребенка знакомят с графическим изображением цифр. Понадобится 6 кубиков, их ставят в ряд так, чтобы на верхней грани каждого были точки в порядке возрастания. Рядом с кубиком кладут вырезанную из бумаги цифру. Дальше можно попросить уже самостоятельно выложить количество камушков, которое будет соответствовать каждой цифре, опираясь на уже знакомые точки на кубиках.

    Таким образом, ребенок соединит в своем сознании абстрактные цифры и наглядные точки и камни. Произойдет это не за одно занятие, понадобится около недели регулярных тренировок.

    Для обучения счету до 10 к одному кубику подставляют второй, попутно демонстрируя правила сложения. Например, чтобы получилось 7, нужно поставить рядом кубики с точками 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.

    Обучение счету по методике Монтессори

    Методика Глена Домана

    В своей книге «Как обучить ребенка математике» Г. Доман делает упор на то, что дети видят предметы, как они есть. Если сказать пять, взрослый человек «увидит» значок, а ребенок представит количество.

    Для обучения счету следует изготовить 100 карточек, на каждой из них нарисовать точки от 1 до 100. Точки должны быть одинакового размера и цвета, расположены в хаотичном порядке.

    Начинать учиться по методике Домана можно уже с полугода. Ребенка знакомят с цифрами, показывая ему карточки по порядку: сначала от 1 до 5, потом от 6 до 10 и так далее. Демонстрируя карточку, громко и четко проговаривают цифру, соответствующую числу точек, и тут же ее убирают, показывают следующую. Когда цифры по порядку проговорены несколько раз, начинают их показывать вразброс. На одно занятие в среднем уходит 3 минуты, но повторяют их от 3 до 10 раз в день.

    Автор методики отмечает, что дети, хоть и не говорят, но буквально впитывают в себя информацию. К тому моменту, как они начнут произносить слова, уже смогут определять, не считая, количество предметов перед ними.

    Решать простые математические примеры так же предлагается с помощью карточек и соответствующих знаков.

    Перед школой ребенка знакомят с числовым обозначением количества, то есть учат с ним цифры. Если следовать в таком прядке (от конкретного числового обозначения к абстрактному), обучение будет происходить гораздо быстрее и осмысленнее.

    Как учить нельзя

    Некоторые родители совершают ряд ошибок, от которых предостерегают педагоги. Специалисты не советуют:

    1. Учить вычитать и складывать по единице (5-1-1=3; 3+1+1+1=6). Этот способ хоть и действенный, но приучает считать медленно.
    2. Считать на пальцах. Дети обучаются так достаточно легко, но избавиться от привычки загибать пальчики бывает сложно.
    3. Использовать метод «линеечки», то есть отсчитывать нужные значения, используя линейку. Такой способ не дает ребенку думать и запоминать, не развивает вычислительные навыки и чем-то напоминает использование калькулятора.

    Только счет в уме без применения подручных средств способен развить навыки быстрого вычисления. Кроме того, это отличная тренировка памяти и внимания, а также развитие мышления и логики.

    Видео: Простые способы обучения ребенка счету

    Вопрос-ответ

    Как научить ребенка вычитать и прибавлять?

    Для этого нужно понять, сколько им не хватает до круглого значения, потом прибавить или отнять это количество и решить пример. А в конце просто вычесть или добавить то лишнее число. При сложении прибавляем лишнее число, а потом вычитаем его. А при вычитании — наоборот.

    Как правильно научить ребенка математике?

    Свяжите математические понятия с жизнью. Играйте в математические игры. Решайте логические задачи с подвохом. Читайте развлекательные книги о математике. Участвуйте в математических онлайн викторинах. Используйте прогрессивные методы обучения.

    Как научить ребенка быстро считать в уме?

    Начинать занятия нужно с самых простых заданий. Малыш должен научиться считать предметы в уме, а лишь затем озвучивать ответ. Тренировать этот навык можно в течение дня. Положите на стол несколько яблок и попросите ребенка сосчитать их количество, не называя при этом цифры вслух, а озвучив только конечный ответ.

    Как научить ребенка вычитать до 10?

    Расскажите ребёнку о каждой цифре Начать обучение, безусловно, стоит с небольшого рассказа о цифре. Сделайте цифры частью повседневной жизни Считайте всё, что окружает малыша: Расклейте цифры по дому Разучите с ребёнком тематические стихи Используйте развивающие игрушки

    Советы

    СОВЕТ №1

    Используйте игровые методы обучения. Превратите счет в увлекательную игру, используя игрушки, фрукты или другие предметы. Например, попросите ребенка посчитать количество машинок или яблок, а затем сложить или вычесть их, чтобы сделать процесс обучения более интересным.

    СОВЕТ №2

    Включайте математику в повседневную жизнь. Задавайте ребенку простые вопросы, связанные с числами, во время прогулок или покупок. Например, спросите, сколько шагов вы сделали до магазина или сколько яблок вы купили. Это поможет ребенку увидеть практическое применение счета.

    СОВЕТ №3

    Используйте визуальные материалы. Разработайте карточки с числами и простыми задачами на сложение и вычитание. Визуальные элементы помогут ребенку лучше запомнить цифры и операции, а также сделают процесс обучения более наглядным и понятным.

    СОВЕТ №4

    Регулярно повторяйте пройденный материал. Создайте расписание занятий, чтобы регулярно повторять и закреплять знания. Это поможет ребенку не только запомнить, но и понять, как применять счет в различных ситуациях.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожие публикации