г.Самара, ул.Республиканская 106
г.Самара, ул.Ново-Садовая 139
Прием звонков: с 9:00 до 20:00 (Пн-Вс)
Версия для слабовидящих

Номер лицензии: ЛО-63-01-00516

Зрительная память: как видимые образы сохранить в сознании надолго?

Николай Французов, нейропсихолог и научный сотрудник «Викиум», специально для Нетологии рассказал о проблемах памяти и способах ее развития у людей разных профессий: дизайнеров, маркетологов, аналитиков.

Известно, что временные нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени или возобновления, данные связи сохраняются навсегда.

Человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих негативное воздействие. Это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Сначала снижаются функции памяти. Труднее становится вспоминать значимую информацию, запоминать большие объемы нового материала, повторно воспроизводить, то, что уже знаешь, и оперировать доступными нам знаниями. Все заканчивается отсутствием гибкости мышления и креативности.

Разбивайте целое на детали

Мозгу проще запоминать образ по частям, нежели в целом — воспользуйтесь этим и разделите изображение на несколько отдельных фрагментов. Намного проще будет зафиксировать каждый из них, а потом сложить в единую картину. Эта методика уже давно применяется для задач, в выполнении которых необходимо участие зрительной памяти — например, если нужно запомнить карту. Будущие переводчики с китайского языка на первых стадиях обучения часто сталкиваются с трудностями в запоминании иероглифов. Чтобы облегчить им задачу, преподаватели объясняют, что во всех иероглифах существуют одни и те же знаки, скомбинированные различными способами — выучив эти детали, будет намного проще запомнить сами иероглифы.

Таким же образом можно фиксировать в памяти образы, сложенные из однотипных компонентов. Например, как одет человек. Эту информацию можно разделить на три «зоны» — голова, туловище и ноги. На голове прическа или головной убор; туловище может быть одето в один предмет (пальто или платье), а может в два (свитер и джинсы), на ногах в любом случае что-то обуто (кроссовки, сапоги, туфли). Теперь запоминаем цветовую комбинацию всех этих деталей — и готово, вы уже не ошибетесь. Этот метод хорошо работает, когда нужно запоминать людей, с которыми вы видитесь впервые — например, в очереди в поликлинике.

Визуализация образа

Вам необходим любой яркий предмет. Это может быть все, что только попадется под руку. Главное что-то яркое (игрушка, фрукт, книга и т.д.). Рассмотрите выбранный вами предмет детально и в течении нескольких минут. Обращайте внимание на каждую линию или царапинку. Затем просто закройте глаза и постарайтесь визуализировать объект. Сделайте это как можно четче и откройте глаза. Осталось сравнить мысленный и настоящий предметы. Повторяйте это упражнение пока оба предмета не станут полностью одинаковыми. После чего возьмите другой предмет.

Развивайте синестетическое восприятие

Как пахнет солнечный день? А какой звук у этой высотки? Каков на вкус красный цвет? Это не просто игра — таким образом вы развиваете связь между визуальными образами и ощущениями всех остальных органов чувств. Синестезия помогает мозгу в изобретении сложных ассоциативных связок: с их участием будет проще находить в памяти нужные данные. Благодаря синестезии зрительные образы прочно закрепляются в сознании — одна сенсорная система восприятия запускает механизмы другой. К слову, уже давно замечено и активно используется это свойство человеческого мозга, именно потому ветки метро различаются не только по пунктам назначения, но и по цветам. Большинству людей проще запомнить цвет, запах или вкус, чем название, поэтому все торговые марки имеют свою узнаваемую расцветку. Через развитие синестезии вы включаете и свои творческие таланты — многие гениальные творцы из мира искусства обладали этим полезным свойством.

Диагностика

Чтобы узнать, хорошая у вас или плохая зрительная память, проводится специальная диагностика в виде теста. Испытуемому предъявляются несколько картинок, которые он должен запомнить и потом описать. Количество иллюстраций и их сложность зависит от возраста.

Диагностика ЗП у маленьких

Тест для старших дошкольников и начальной школы «10 картинок».

Задача: оценить уровень развития ЗП у ребёнка 6-9 лет.

Оборудование: 10 иллюстраций. Они могут быть оформлены в виде книжки-блокнота или все 10 размещаться на одном листе.

Иллюстрации:

  1. Гриб.
  2. Флажок.
  3. Бабочка.
  4. Мяч.
  5. Снежинка.
  6. Зонтик.
  7. Рыбка.
  8. Цветок.
  9. Солнышко.
  10. Машина.

Инструкция:

  1. Поставить перед ребёнком задачу — запомнить как можно больше картинок.
  2. Показать иллюстрации. Если они размещены на одном листе, дать секунд 15 на их изучение. Если в виде книжки — 25.
  3. Убрать картинки из его поля зрения.
  4. Попросить назвать то, что на них было изображено. Малышей можно попросить нарисовать по памяти.

Оценивание результатов:

  • высокий уровень развития ЗП — 8-10 картинок,
  • средний — 4-7,
  • низкий — 3 и меньше.

Диагностика ЗП у взрослых

Тест для подростков и взрослых «Двухсерийные иллюстрации».

Задача: исследование зрительной памяти, оценка её уровня у людей старше 13 лет.

Оборудование: две серии иллюстраций. Каждая включает 30 картинок с различными предметами (не сюжетные). Они должны быть соединены скрепками по типу перекидного календаря или блокнота.

Инструкция:

  1. Поставить задачу — запомнить как можно больше иллюстраций.
  2. Перелистывать блокнот, задерживаясь на каждой картинке не более 2 секунд.
  3. Когда картинки первой серии закончатся, через 10 секунд попросить испытуемого назвать те предметы, которые он смог запомнить. Ответы фиксируются. Последовательность не имеет значения, главное — количество воспроизведённой информации.
  4. Иллюстрации второй серии демонстрируются точно так же, но на следующий день.

Проверка и оценивание результатов: высчитывается среднее количество запомнившихся картинок за 2 дня, и определяется уровень развития ЗП:

  • хорошая зрительная память — 18-30 картинок,
  • средняя — 11-17 картинок,
  • плохая — меньше 10.

Для того, чтобы узнать уровень развития ЗП у самого себя, можно пройти многочисленные онлайн-тестирования. Если у ребёнка — желательно обратиться к психологу. При не слишком хороших результатах нужно задаться целью максимально развить зрительную память.

Копируйте асимметричные рисунки

Лучше всего отпечатываются в памяти визуальные образы, которые можно логически объяснить. И наоборот — чем меньше смысла в изображении, тем сложнее его воспроизвести. Из-за этого многие путешественники с легкостью ориентируются в современных городах с четкой структурой и сразу же теряются в старинных центрах с отсутствием логики в расположении улиц. Существует отличное упражнение, которое оказывает очень сильное влияние на развитие зрительной памяти. Оно дается нелегко, поэтому лучше осваивать его еще в детстве. Для этого понадобится камень с сетью прожилок — мрамор или малахит. Конечно, не так просто добыть эти минералы, поэтому можно использовать их фотографии. Вооружаетесь карандашами и рисуете «портрет с натуры», стараясь воспроизвести все прожилки, цветовые переходы, толщину и расположение черточек относительно друг друга. Потом возьмите новый листок и попробуйте повторить это по памяти. Скорее всего, сразу у вас ничего не получится, нужно будет пробовать еще и еще, чтобы копия хотя бы отдаленно соответствовала оригиналу.

Развить память поможет IQКлуб

Современный ритм жизни требует постоянной концентрации внимания. Это относится и к нашим детям. Развивающие игры на сайте IQКлуб помогут им развить необходимые навыки, среди которых – хорошая память. Команда профессионалов подготовила для ребят игры с учетом их возраста. Над контентом трудились опытные педагоги, психологи, логопеды. Родители будут довольны полезным досугом своего ребенка.

Чтобы воспользоваться услугами сервиса, нужно:

  • Зарегистрироваться в системе (через социальные сети).
  • Ваш ребенок проходит нескучный тест.
  • Специальная программа оценивает его сильные и слабые стороны.
  • Формируется индивидуальный план обучения.
  • Ваш ребенок может играть в развивающие игры везде, где есть Интернет.

На портале IQКлуб разработаны специальные игры для детей от 3 до 14 лет. Они направлены на развитие эрудиции, творческого мышления, способствуют увеличению словарного запаса. Школьникам помогают в учебе.

Превращайте изображения в слова

Немало людей с плохой визуальной памятью могут компенсировать этот недостаток умением хорошо запоминать слова в определенном порядке. Наш мозг прекрасно справляется с заменой изображений символами. Разбив образ на детали, достаточно просто дать им словесное описание, желательно с большим количеством подробностей. Например, вы всего один раз видели человека, и теперь вам предстоит снова встретиться с ним среди большого скопления людей. Чтобы не оконфузиться, нужно представить, что вы описываете его для составления фоторобота: «Рост выше среднего, худой, жилистый, волосы темные, коротко стриженные, глаза темные, брови широкие. Нос большой, с горбинкой. Щурится». Преобразование зрительного образа в вербальные символы поможет конкретизировать детали, на которые вы не обратили бы внимание при беглом знакомстве с новым приятелем. Идя на встречу, вы будете просто проговаривать про себя его словесный портрет, а мозг сам воспроизведет визуальную картину.

Виды

Согласно общепринятой классификации, в психологии выделяют следующие виды зрительной памяти.

  1. По продолжительности сохранения и закрепления материала она может быть и кратковременной (момент фиксации картинки), и долговременной (её запоминание на длительный срок).
  2. По целеполаганию: непроизвольная, произвольная.
  3. По способу запоминания: логическая, механическая.

Дополнительно к общей классификации среди зрительной памяти выделяют:

  • сенсорную — феномен, который был открыт не так давно: запоминание картинки происходит в тот момент, когда человек моргает,
  • эйдетическая — комбинация визуальных образов (они в основе), слуховых, вкусовых, тактильных,
  • пространственная — хорошая ориентация на местности, когда до мельчайших подробностей запоминаются все особенности маршрута.

Что касается характера психической активности, преобладающей в деятельности, некоторые психологи выделяют такие смешанные подтипы памяти, как зрительно-двигательная, зрительно-эмоциональная и зрительно-смысловая. Такая классификация ещё раз подчёркивает тот факт, что визуализация участвует при любой фиксации и воспроизведении материала.

Обращайте внимание на подробности

Когда перед мозгом не стоит задача по запоминанию каких-то элементов увиденной картины, то он и не напрягается. Чтобы довести умение подмечать подробности до автоматизма, необходимо упражняться. Во что был одет встреченный на улице коллега? Как жестикулировал? Каким был фон за его спиной — улица, киоски, деревья? Сколько и чего вы заприметили? Как расположены предметы? Тренируя таким образом свой мозг вы довольно быстро научите его запоминать обстановку и незначительные детали происходивших с вами событий. Главное, не позволять ему «халтурить», создавая выдуманные подробности — чтобы избежать этого, возвращайтесь на место и сверяйте особенности антуража с тем, что запомнили.

Произвольная память

Суть данного вида памяти в том, чтобы запомнить какую-либо информацию специально, выучить то, в чем есть необходимость. Произвольной памяти также было посвящено множество исследований, экспериментов. С точки зрения психологии данный вид памяти – это процесс, который осуществляется благодаря контролированию сознания. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач, использования специальных методов, приложения усилий. Проще говоря, когда перед нами стоит цель запомнить какую-либо информацию, мы ставим эту цель осознанно и прилагаем определенные усилия, чтобы достичь ее. Произвольная память играет важную роль в нормальном функционировании каждого человека, так как она помогает в осуществлении любой деятельности, в процессе развития, самосовершенствования, формирования личности и так далее. Работает это по следующему принципу: изначально ставится определенная цель запомнить, оставить в голове какую-то информацию, которую в дальнейшем нужно будет воспроизвести как полученные знания, навыки, приобретенные ранее. Из всех видов памяти, которыми обладает индивид, именно произвольная считается максимально продуктивной.

Развивающие игры для памяти

Игра 1 «Числовой охват революция»

Игра «Числовой охват революция» развивает память.

Главная суть игры запомнить цифры на экране и правильно их набрать.

В этой игре на экране, на несколько секунд высвечиваются по очереди цифры, эти цифры надо запоминать, затем вы должны набрать эти цифры в пустом окошечке по порядку.Смотрите внимательно, какие цифры будут на экране, сначала высвечиваются по порядку две цифры, затем три цифры, потом четыре цифры, потом снова могут быть две цифры.Внизу под картинкой нарисовано табло с цифрами, при помощи мышки, вы можете прокликать нужные вам цифры.Если вы цифры запомнили правильно, то продолжаете играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.

Игра 2 «Быстрое сложение перезагрузка»

Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание.

Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу.

В этой игре в верхней части экрана написано задание сложите число и указана цифра. Ниже, расположены еще три числа. Вам надо сложить сумму из этих трех чисел, чтобы получилось заданное число.Игра начинается с простого числа и с каждой следующей игрой это число увеличивается, сначала счет идет до двадцати, затем до тридцати и так далее.С помощью мышки, вы можете нажать на выбранные вами числа и ответить.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 3 «Буквенный охват»

Игра «Буквенный охват» развивает память и внимание.

Главная суть игры запомнить буквы и правильно написать их.

В этой игре на экране расположено черное табло на этом табло на несколько секунд высвечиваются разные буквы, вам надо запомнить эти буквы и когда буквы исчезнут написать их на черном табло.Буквы расположены внизу на экране, при помощи мышки кликните на нужные буквы, и они появятся на черном табло.Игра начинается с меньшего количества букв, сначала появляются на экране две буквы, затем три буквы, потом четыре и так далее.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 4 «Номер 3 назад»

Игра «Номер 3 назад» развивает память.

Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.

В этой игре на экране даны карточки с цифрами, цифры на карточках открываются на несколько секунд, затем исчезают и появляются другие цифры.Надо запомнить всю последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить, цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране.Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет». С помощью мышки вы можете нажать нужную вам кнопку.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 5 «Бриллианты»

Игра «Бриллианты» развивает память.

Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его.

На экране расположены фигуры, они загораются по очереди, надо запомнить порядок зажигания этих фигур, и повторите его. С каждой следующим этапом игры, игра усложняется, добавляются новые фигуры и в большем количестве.Смотрите внимательно за порядком зажигания фигур. При помощи мышки или клавиатуры, вы можете прокликать по порядку все фигуры. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 6 «Скоростное сравнение»

Игра «Скоростное сравнение» развивает память и внимание.

Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.

В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается предмет, вам надо запомнить этот предмет и сравнить его с следующим предметом. В нижней части игры расположены две кнопки «да» и «нет». С помощью мышки вы можете выбрать правильный ответ и кликнуть на него.Если предмет одинаковый, то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет». Игра закончится, если вы ответите три раза неправильно.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 7 «Сложное скоростное движение»

Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание.

Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.

В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается рисунок, вам надо запомнить этот рисунок и сравнить его с следующим предметом. Внизу на экране находятся три кнопки «да» «нет» «частично совпадает».Если предмет одинаковый то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет», если предметы похожи отвечаете «частично совпадает».Эта игра рассчитана на увеличение скорости.Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается.При правильных ответах вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 8 «Запоминай и прокликай»

Игра «Запоминай и прокликай» развивает память и внимание.

Главная суть игры запомнить числа в таблице и прокликать их по возрастающей.

В этой игре дана таблица с числами, сначала цифры показываются на несколько секунд на экране, их надо запомнить, затем цифры закрываются.Вспомните, где расположено самое маленькое число и нажмите эту ячейку, затем нажмите ячейку, где идет следующее число по возрастающей. С каждой следующей игрой таблица будет увеличиваться и чисел в ней тоже будет больше. Смотрите внимательно порядок цифр. Ответить вы можете с помощью мышки, кликнув на нужную ячейку.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 9 «Числовой охват»

Игра «Числовой охват» развивает память и внимание.

Главная суть игры запомнить предыдущую цифру и сравнить с текущей, на экране.

В этой игре на экране на несколько секунд открываются цифры их надо запомнить. Внизу на экране расположены цифры от 0 до 9. С помощью мышки вы можете нажать нужные вам числа.Игра начинается с двух цифр, затем цифр становится три, четыре и так далее, чем больше вы играете, тем больше усложняется игра.Если вы цифры набрали правильно, то переходите играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.

Игра 10 «Пространственное скоростное сравнение»

Игра «Пространственное скоростное сравнение» развивает память и внимание.

Главная суть игры на экране ряд рисунков их надо сравнить с предыдущим рисунком и ответить повторяется он или нет.

В этой игре на экране, на несколько секунд появляется фигура, вам надо ее запомнить, затем она исчезает и появляется другая фигура. Сравните фигуру на экране с предыдущей фигурой.Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет». Ответить можно с помощью мышки кликнув на нужную кнопку.Если вы правильно отвечаете, то вы продолжаете набирать баллы и играете дальше.

Формирование и развитие памяти

Что понимается под формированием и развитием па­мяти.

Обсуждая виды памяти человека, мы говорили о том, что одни из них человек имеет с рождения, другие у него по­являются в процессе жизни. Но и те, и другие виды памяти, врожденные и приобретенные, изменяются в процессе жиз­ни. В связи с этим имеет смысл обсудить вопрос о формиро­вании и развитии памяти человека в целом.

Когда говорят о формировании памяти, то имеют в виду процесс ее появления и становления, то есть достижения оп­ределенного уровня зрелости теми видами памяти, которые человеку с рождения не даны, например, произвольной, опо­средствованной и логической памяти. Когда ведут речь о развитии памяти, то под этим понимают процесс дальнейше­го совершенствования тех видов памяти, которые уже име­ются у человека и которые к рассматриваемому моменту времени достигли определенного уровня зрелости.

Но все это представляет собой лишь утонченные рассуж­дения о терминах, о том их содержании, которое вкладыва­ется в данные термины понятийно точной наукой. В дейст­вительности формирование и развитие всех видов памяти че­ловека происходит одновременно, и разделить эти два про­цесса не представляется возможным.

Условно о формировании памяти можно говорить, когда человек еще не имеет определенного вида памяти или уже имеет его, но данный вид памяти у него относительно сла­бо развит. Формирование памяти считается незавершен­ным, если память не достигает уровня, который характери­зует среднего взрослого человека, или «среднего» человека возраста испытуемого. К примеру, память ребенка 6-летне­го возраста еще формируется, если у данного ребенка она развита меньше, чем у большинства других детей его воз­раста.

Обычно формирование памяти происходит в детстве, а ее развитие в более позднем возрасте.

По каким направлениям формируется и развивается память человека.

Таких общих направлений два: филогене­тическое и онтогенетическое. Филогенетическое направле­ние формирования и развития памяти представляет собой процесс прогрессивного изменения памяти людей на протя­жении истории человечества. Онтогенетическое направле­ние формирования и развития памяти касается положитель­ных изменений, которые происходят в памяти отдельно взя­того человека в течение его жизни.

Когда-то, в отдаленные от нас времена, когда человек еще только стал выделяться среди животных своим внеш­ним видом, психологией, образом жизни и культурой, его память мало чем отличалась от памяти животных. Он обла­дал лишь непроизвольной, непосредственной и механиче­ской памятью.

В процессе исторического развития люди приобрели но­вые виды памяти и значительно их усовершенствовали. Этот процесс активно продолжается и в настоящее время. Чем на более высоком уровне социально-культурного и экономиче­ского развития находится общество, тем более развитой представляется память на прошлое у людей, составляющих данное общество, и тем больше из своего прошлого люди стремятся сохранить и передать будущим поколениям.

Примерно в таком же положении, в каком когда-то нахо­дилось все человечество, находится в момент рождения и от­дельно взятый человек относительно развития его памяти. Он располагает лишь теми элементарными мнемическими способностями, которые ему как биологическому организму даны от природы. Их явно недостаточно для того, чтобы че­ловек усвоил знания, умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Этих знаний, умений и навыков слишком много, и они слишком сложны для освоения с помощью только природной памяти.

Поэтому у ребенка с детства еще до того момента, когда он приступит к целенаправленному обучению в школе, фор­мируются новые, более продуктивные виды памяти. Они должны не только постоянно поддерживаться в течение жизни, но и непрерывно совершенствоваться, так как совре­менному человеку необходимо пополнять запас своих зна­ний и умений. Все это касается онтогенетического развития памяти.

Когда онтогенез человеческой памяти рассматривают от­дельно, то в нем выделяют процессы формирования и раз­вития отдельных видов памяти, процессы взаимодействия разных видов памяти друг с другом в ходе их формирова­ния и развития. Кроме того, у каждого человека имеются индивидуальные особенности памяти. Поэтому онтогенез памяти каждого отдельно взятого человека также представ­ляет интерес для психологов. Например, у одних людей с детства может быть хорошо выражена зрительная память, у других — слуховая. Интересно бывает проследить процесс их формирования, развития, влияния не только на другие виды памяти, но также на психику и поведение человека в целом.

Как формировалась и развивалась память людей в фи­логенезе.

Формирование и развитие памяти людей в фило­генезе, как и ее преобразование в онтогенезе, шло, по-види­мому, в разных направлениях. Одно из этих направлений мы уже отметили: появление и развитие у людей новых, со­циально обусловленных видов памяти. Второе направление было связано с изобретением и совершенствованием мнемо-технических средств. Когда-то, на ранних этапах развития человечества, у людей появилась речь, и в значениях слов стала фиксироваться, передаваясь от поколения к поколению, память-информация, накопленная предшествующими поколениями людей.

Затем люди изобрели письменность и уже в форме пись­менных текстов стали передавать из поколения в поколение накопленные знания. Особенно активно процесс совершен­ствования мнемотехнических средств шел в течение двух последних столетий. В XIX и XX вв. люди изобрели и усо­вершенствовали разнообразные средства технической запи­си, сохранения и воспроизводства информации. В итоге зна­чительно возросли скорость и длительность хранения запи­сей, скорость и качество воспроизводства и передачи инфор­мации.

Но в филогенезе имел место еще один интересный процесс преобразования памяти людей. Он касается включения в процессы памяти с целью их совершенствования других пси­хических функций человека. Этот процесс развития изучил и представил отечественный психолог П. П. Блонский.

Он высказал и обосновал гипотезу о том, что в филогенезе у лю­дей последовательно появились, дополняя друг друга, следу­ющие виды памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. Двигательная память — это память на разнообразные движения, в частности на те, которые связаны с различны­ми видами профессиональной, трудовой деятельности чело­века. Аффективной называют память на эмоциональные пе­реживания. Под образной понимают память, которая хранит и передает из поколения в поколение зрительные, слуховые и другие образы. Это, например, память, связанная с раз­личными образными представлениями, произведениями ис­кусства, литературы и т.п. Логическая память включает в себя мнемические процессы, касающиеся мыслей, идей, умозаключений.

Первой, по мысли Блонского, на заре человечества у лю­дей появилась и стала развиваться двигательная память. Это, вероятно, произошло в те отдаленные от нас времена, когда труд стал особой деятельностью людей и они придума­ли орудия труда. Пользование этими орудиями и сам произ­водительный труд потребовали от людей освоения, запоми­нания, передачи из поколения в поколение специальных движений, умений и навыков, связанных с использованием соответствующих орудий, инструментов. Почти одновременно с этим у людей появилась речь, и им понадобилось сохра­нять и передавать из поколения в поколение сведения о зна­чимых жизненных переживаниях, в частности тех эмоциях, которые связаны с удовлетворением основных жизненных потребностей и с обеспечением безопасного существования человека. Так возникла аффективная память.

Вслед за этим у людей появилась и стала развиваться об­разная память. Необходимость ее возникновения диктова­лась потребностью развития искусств, в основе которых ле­жат образные представления людей и которые из поколения в поколение можно передавать только в образной форме.

Последней по порядку в истории человечества возникла и стала развиваться логическая память. Ее формирование и развитие тесным образом связано с появлением научных знаний, которые могут сохраняться и передаваться от поко­ления к поколению в виде идей. Этот вид памяти получил у людей особое развитие, так как оказался связанным с разви­тием мышления, от которого зависит прогресс человечества.

Что представляет собой формирование и развитие па­мяти человека в онтогенезе.

Наиболее интересный этап он­тогенеза памяти человека — его детство. В это время проис­ходят основные процессы, связанные с изменением памяти людей, поэтому формирование и развитие памяти человека в детские годы привлекало к себе наибольшее внимание пси­хологов.

Обстоятельно изучил этот процесс А. Н. Леонтьев.

Он в своих научных исследованиях руководствовался общей тео­рией культурно-исторического развития высших психиче­ских функций Л. С. Выготского и специально интересовался тем, как у детей развиваются природные и социально обу­словленные виды памяти, в частности механическая, непро­извольная и непосредственная память, с одной стороны, ло­гическая, произвольная и опосредствованная память, с дру­гой стороны.

В исследовании, проведенном А.Н. Леонтьевым, в качест­ве испытуемых были взяты дети разного возраста и студен­ты. Возраст испытуемых менялся в пределах от 4—5 лет (до­школьники) до 18—20 лет (студенты). В группе испытуемых каждого возраста отдельно изучалась продуктивность при­родных и социально обусловленных видов памяти. Соответ­ственно, делались выводы о сравнительной продуктивности различных видов памяти в разных возрастах и о динамике их развития при переходе из возраста в возраст.

В дошкольном возрасте (4—5 лет) все виды памяти ребен­ка еще очень слабо развиты, причем продуктивность при­родных и социально обусловленных видов памяти примерно одинакова. Вместе с тем, этот возраст представляет собой, по-видимому, начальный этап развития у ребенка социально обусловленных видов памяти: произвольной, опосредство­ванной и логической.

К моменту поступления детей в школу их память оказы­вается уже достаточно развитой для того, чтобы с успехом усваивать материал школьной учебной программы в том объеме, в каком он дается в обычной общеобразовательной школе. В это время намечается важная тенденция в разви­тии всех видов памяти, которая в неизменном виде сохраня­ется в течение всего школьного обучения: преимущество в функционировании и опережающее развитие у детей при­родных видов памяти. Эти виды памяти по своей продуктив­ности в детстве существенно превосходят социально обусло­вленные виды памяти на протяжении всех лет обучения де­тей в школе.

Дети всех школьных возрастов гораздо лучше запоминают учебный материал за счет непроизвольной, не­посредственной и механической памяти, чем за счет произ­вольной, опосредствованной и логической памяти. Имеются, правда, определенные возрастные различия и в этом отношении между детьми. От младшего школьного воз­раста к подростковому возрасту продуктивность природных видов памяти у детей растет быстрее, чем продуктивность социально обусловленных видов памяти, и разница между ними достигает максимума именно в подростковом возрасте. Далее тенденция развития обсуждаемых видов памяти меня­ется: быстрее начинают развиваться социально обусловлен­ные виды памяти, а развитие природных видов памяти, на­против, замедляется.

Гипотетически, продолжая этот процесс далее, за преде­лы юношеского возраста, можно предположить, что в ка­кое-то время обе линии развития памяти должны будут пе­ресечься и на первый план выйдет развитие у человека со­циально обусловленных видов памяти. Экстраполируя, то есть мысленно продолжая, представленные на рис. 2 кри­вые, иллюстрирующие процесы развития у детей разных ви­дов памяти, можно предположить, что пересечение соответ­ствующих кривых приходится на возрастной диапазон в 30 — 40 лет. Это значит, что примерно в этом возрасте у человека происходит качественный перелом в развитии памя­ти. На первое место выходят социально обусловленные виды памяти, которые далее опережают в своем развитии природ­ные ее виды. Начиная с этого момента времени человек, по-видимому, преимущественно пользуется уже социально обу­словленными, а не природными видами памяти.

Что же происходит далее с самими природными видами памяти человека? Если он специально не упражняет свою природную память и относительно редко обращается к ее ис­пользованию, то природная память или останавливается в своем развитии, или постепенно ухудшается с возрастом.

Последнее явление, кроме причины, указанной выше, можно объяснить следующим образом. С возрастом мозг че­ловека стареет, его возможности ухудшаются, и это неиз­бежно сказывается на памяти (вспомним, что природные ви­ды памяти самым тесным образом связаны с работой мозга).

К счастью, общего ухудшения памяти человека при этом долго не происходит, так как недостатки природной памяти с успехом компенсируются развитием социально обусловлен­ной памяти, которая может развиваться и совершенство­ваться относительно независимо от работы мозга.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации